Рузская Швейцария - Благодатная Руза


История русской усадьбы
Неповторимый стиль

Господский дом уединенный,
Горой от ветров огражденный,
Стоял над речкою. Вдали
Пред ним пестрели и цвели
Луга и нивы золотые,
Мелькали села; здесь и там
Стада бродили по лугам,
И сени расширял густые
Огромный запущенный сад,
Приют задумчивых дриад.
Почтенный замок был построен,
Как замки строиться должны:
Отменно прочен и спокоен,
Во вкусе умной старины.

А.С. Пушкин. "Евгений Онегин"

Дом человека - не только его крепость, но и его зеркало. Особенностью русских усадеб стал их неповторимый стиль. Все они подчинялись главному закону - обеспечивать хозяину достаток для его городской жизни, но, вместе с тем, владелец был заинтересован в развитии имения и как места своего проживания и приёма гостей. Нередко наведывались в усадьбы своих придворных и персоны императорской фамилии.

Н. Подключников. Кусково. Вид усадьбы со стороны пруда. 1839


В роскошных усадьбах вельмож, с грандиозными дворцами и садово-парковыми ансамблями, давались балы, устраивались театральные постановки, концерты. В то время как мужчины вершили судьбы России, в парках гуляли знатные дамы, обсуждая не менее важные темы - о французских нарядах, искусстве и новых премьерах в столичных театрах. В тенистых аллеях, в беседках и гротах знакомились юноши и девушки, будущие наследники своих родителей.

Широко распространены были усадьбы, приспособленные для летнего житья, но в городском комфорте. Это были предвестники современных дач. Однако размах и роскошь, которыми высший свет обставлял свои визиты в имения, достойны отдельного внимания.

Озернинское водохранилище


Увеселительные резиденции, расположенные недалеко от Москвы, представляли собой место для весёлых гуляний - "затей", как говорили в старину, и вместе с тем являлись центрами развития русской культуры. Зачастую в богатых усадьбах, например в Останкино, владельцы устраивали театры. Дворцы подобных имений создавались лучшими архитекторами мира. В галереях и залах были собраны прекрасные произведения искусства.

Садово-парковая архитектура усадеб создавалась на основе европейских канонов, но загадочная русская душа вносила свой элемент творчества. Сочетание продуманности английских садов, чопорности французских и русского беспорядка поражало современников. Здесь не бывало резких переходов от самого сада к окружающей местности. Созданный природой ансамбль не нарушался человеческой мыслью, а аккуратно дополнялся всевозможными изюминками, такими как пруд, грот, беседка или цветник.

Швейцария. Предгорье Альп


Прогулка по усадьбе

"Если вы собрались отдохнуть от городской суеты, милостивый государь, приезжайте к нам, здесь тишина, покой, соберём приятное общество, будем слушать заезжих цыган и предаваться неге, которую несёт в себе сладкое вино, и наблюдать за медленными движениями наших барышень". Так могло бы начинаться письмо довольного жизнью барина, поселившегося где-нибудь неподалёку от Москвы и вкушающего плоды, принесённые ранней осенью, к своему другу, измотанному суетой и интригами московской жизни.

Решившись, тот садится в экипаж и мчится в Подмосковье, надеясь успеть насладиться тёплыми днями бабьего лета. А вокруг поля, луга, леса, всё радует глаз горожанина, и думает он: "Прав был автор "Горя от ума": "В деревню, к тетке, в глушь, в Саратов…", что же я столько потерял?" цитата в таком оформлении неуместна - прим. ред. Свернув с дороги, наш гость направляется в сказочный лес, всё дальше углубляясь в него. И вот вечер настигает его у въездных обелисков, за которыми начинается подъездная дорога, ведущая через главные ворота к парадному двору главного дома. "Курдонер - парадный двор. Ах, этот французский, сколько слов благодаря французам появилось в русском языке, в Париже этот двор назвали бы "курдонер", - рассуждает наш романтичный герой.

Озернинское водохранилище


Остановившись возле крыльца главного дома, наш горожанин спокойно наблюдает, как челядь, а затем и сам хозяин со своей молодой женой выходят к нему навстречу. "Это главный дом, - думает мечтатель. - А как же выглядит обратная сторона дома, та, что выходит к парку?".

Хозяин, встретив гостя, приглашает его в дом, но наш герой живо интересуется всем происходящим вокруг. "Покажи мне своё хозяйство", - говорит он своему другу. "Ну, что же, пока готовится ужин, мне есть, что тебе показать!", - отвечает барин.

"Здесь ты видишь главный дом с флигелями, а за ним раскинулся регулярный французский парк. Там мы отмечаем торжества, устраиваем балы, отдыхаем. Я аккуратно подстриг траву и кусты, ты видишь, как много статуй? Мне привезли их по заказу из Неаполя, - прихвастнув, говорит довольный хозяин. - Здесь аллея, я назвал её "Елисейской".


Вдали расположился уютный павильон, где наш романтик заметил девушку в белом платье, читающую книгу. Но хозяин уже тянул его дальше: "Пойдём, пойдём, кроме французского парка, у меня ещё есть английский".

Всё здесь поразило нашего героя. Английский парк отличался на редкость интересным достоинством. В нём чувствовались убранство и чопорность леди из Туманного Альбиона, и, в то же время, что-то наводило на мысль о русской беспорядочной душе. Лес оставался нетронутым, но мостики через пруд и грот, искусственные руины и аллеи говорили, что где-то здесь есть живые люди.


Вернувшись к главному дому, наш герой заметил вдалеке хозяйственную постройку, откуда, как ему показалось, донеслось конское ржание. "Что это?", - спросил он. "Да, я развожу лошадей, ты разве не знал, что мы поставляем их государеву Императорскому двору?", - с довольной улыбкой ответил барин.

И вдруг наш герой услышал перезвон колоколов, начиналась вечерняя служба в усадебной церкви. "Ну, что же, пора и ужинать, а затем спать, пойдём, я познакомлю тебя с племянницей!" - немного загадочно произнёс хозяин усадьбы. И приятели отправились в дом. Утром ожидался большой прием, и усадьба готовилась к приезду своих гостей.


Подмосковные усадьбы

История подмосковной усадьбы уходит корнями в достаточно далекие времена. В современной исторической науке широко используются термины "крестьянская усадьба", "усадьба ремесленника", "монастырская усадьба" и т. д. Однако городские усадьбы раннего периода не имеют практически ничего общего с усадебными комплексами XVIII-XIX веков. Своеобразной предусадьбой можно назвать пригородные имения XVI столетия, которые давались в кормление и имели небольшое хозяйство.

В том же XVI веке начинается возведение каменных усадебных храмов в вотчинах и поместьях - первый шаг на пути к украшению усадебных ансамблей. Одновременно с началом строительства храмов из массы хозяйственных комплексов выделяются своеобразные усадьбы-резиденции - великокняжеские (а позднее царские) подмосковные вотчины. Наиболее показательна в этом плане вотчинная усадьба Коломенское, ныне находящаяся на территории Москвы.

Фрагменты интерьеров дворца


В начале XVIII века, с развитием светской культуры, сложился общий архитектурно-художественный облик русской усадьбы. К середине века появился ряд значительных усадебных комплексов. Ко второй половине XVIII века усадьба превратилась в полноценный художественно-культурный комплекс. Годы расцвета подмосковной усадьбы приходятся на конец XVIII - начало XIX веков. Просветительские традиции этого периода принесли в общество идею создания прекрасного и счастливого мира, она нашла отражение и в усадебном искусстве.

Центром любого усадебного комплекса был главный дом, к которому вела длинная аллея от проезжей дороги. Иногда аллея украшалась торжественными въездными арками, как, например, в усадьбах Архангельское и Гребнево. Усадебный дом нередко завершался бельведером (Никольское-Гагарино, Валуево) или куполом (Пехра-Яковлевское). Многие дома напоминали музей своими живописными и скульптурными коллекциями, мебелью, предметами интерьера (как, например, Остафьево или Кусково).


Но усадьба - это не только непосредственно барский дом, это целая инфраструктура, заботливо созданная для уютной и комфортной жизни. Непременным атрибутом усадьбы был конный двор или конюшня. Даже если хозяева были равнодушны к охоте, им были необходимы лошади, чтобы добираться до города или соседей. Кроме конного двора был еще и каретный сарай. В усадебный комплекс входил также ряд хозяйственных построек: мельницы, мастерские, дом управляющего, контора, водонапорная башня. В некоторых усадьбах существовало здание театра (Ольгово, Гребнево, Пехра-Яковлевское). Особой гордостью хозяина был парк, в организации паркового пространства владелец усадьбы всегда следовал моде. Некоторые предпочитали регулярные французские парки, другие - пейзажные английские, есть усадьбы, в которых регулярные парки сочетаются с пейзажными. Строились беседки, прокладывались тенистые и открытые аллеи. Владельцы организовывали и небольшие "мануфактурные затеи", как, например, ткацкая мануфактура в Ольгове или суконные заводы в Остафьеве.

Отреставрированные флигели усадьбы Никольское-Гагарино


Непременным атрибутом любой значительной усадьбы была церковь, оформлению которой придавалось особое значение. Нередко на территории усадьбы располагался и домик местного священника. Часто древние церкви перестраивались согласно вкусам времени, подновлялись и дополнялись новыми элементами, менялось внешнее и внутреннее убранство.

Усадебный дом неотделим от окружающей его природы, от окрестных лесов с прекрасной охотой, рыбалкой, грибами и ягодами. Охоте вообще уделялось особое место в усадебном хозяйстве, хорошая конюшня и псарня значили ничуть не меньше, чем архитектурное богатство усадьбы и ее внутренняя отделка. У каждого помещика была своя маленькая гордость - первоклассные псы, каскадные пруды с карасями, винный погреб или, например, лучший кузнец в уезде. На материале усадебной жизни были созданы многие произведения литературы, усадьбы вдохновляли поэтов, художников, музыкантов.

Владимирская церковь в Быково (1788 г.)


Рузские усадьбы

Руза - западный рубеж защиты Московского княжества. Первые упоминания о городе обнаружены в духовной грамоте Великого князя Московского Ивана Калиты в 1328 году. Все значительные события истории Российского государства коснулись этой территории. Руза сыграла важную роль в объединении русских земель под главенством Москвы. Пережила нашествие польско-литовских войск в 1618 году, французов на подступах к Москве в 1812 году, фашистских захватчиков во время Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. А Рузский кремль, существовавший до XVIII столетия, ни разу не был взят вражескими войсками.

В XX веке Рузский район стал центром курортной и оздоровительной зоны Подмосковья. Живописнейшие места позволили создать здесь много санаториев и домов отдыха. И сейчас перспективное направление развития района лежит в этой области, потому что главное богатство этой территории - экологически чистая окружающая среда.


Именно здесь дома творчества организовали писатели, композиторы, театральные деятели. Среди красот рузской природы творили известные деятели прошлого века: писатели К. Паустовский, А. Фадеев, А. Гайдар, М. Светлов, А. Толстой, композиторы Т. Хренников, А. Хачатурян, Я. Френкель, А. Пахмутова. Кроме домов отдыха Рузский район богат лечебно-оздоровительными учреждениями. Это и санаторий в Дорохово, где для лечебных и профилактических целей используются воды из местных источников, и санаторий ЦК КПСС, в настоящее время - Администрации Президента РФ.

Н. Подключников. Останкино. Общий вид усадьбы


Рузская сторона была излюбленным местом для создания родовых дворянских усадебных ансамблей конца XVII-XIX веков. Среди них - Архангельское, усадьба знаменитого архитектора О.И. Бове, Аннино (вотчина бояр Милославских), Богородское (принадлежавшее графу Д.А. Гурьеву), Васильевское (родовое имение И.А. Яковлева, отца Александра Герцена, а с 1845 года принадлежавшее князьям Щербатовым), Волынщино-Полуэктово (бывшая вотчина бояр Волынских, а впоследствии князя В.Н. Долгорукова-Крымского), жемчужина Рузского уезда - Никольское-Гагарино, построенное при князе С.В. Гагарине, Покровское-Шереметьево, где провёл детство поэт Ф.И. Тютчев.

Парадный фасад дворца в Быково


Усадьба Архангельское

Усадьба Архангельское на речке Тарусе имеет богатую историю. С 1710 г. селом владели князья Трубецкие. В 1813 г. в битве под Лейпцигом, во время освобождения Европы от наполеоновских войск, был убит последний владелец усадьбы мужского пола из рода князей Трубецких. Владение селом наследовала его вдова Авдотья Семёновна, в 1816 г. повторно вышедшая замуж за знаменитого архитектора Осипа Ивановича Бове, придавшего усадьбе её великолепный вид.

Осип Иванович Бове реставрировал Московский Кремль после сожжения Москвы Наполеоном. В 1813 г. вошёл в состав комиссии строительства Москвы. Благодаря ему были построены торговые ряды на Красной площади, грот в Александровском саду, Большой и Малый театры, Триумфальные ворота.

Большое внимание уделял О.И. Бове усадьбе Архангельское. В 1822 году в усадьбе была построена церковь. Кирпичный с белокаменными деталями храм в стиле ампир принадлежит к лучшим произведениям зодчего и является выдающимся памятником своего времени.

Усадьба Аннино

Аннино - одно из старейших сёл, его история связана с усилением Московского княжества в XII-XIII веках, когда русскими правителями принимались решения об организации торговых путей. В 1368 году здесь произошло серьёзное сражение между московскими воинами с одной стороны и тверскими и литовскими - с другой, впоследствии место битвы стало называться "Побоище". Тверичане и литовцы не достигли своей цели - захвата Москвы. С XVI века эти территории принадлежали Великим Московским князьям. Происхождение современного названия связано со ссылкой в эти места царицы Анны - жены Ивана Грозного. В 1656 г. село передаётся царём Алексеем Михайловичем Романовым во владение старинному роду бояр Милославских, которым они управляли вплоть до XVIII века. В 70-е годы XVIII века в селе Аннино, принадлежавшем генералу А.Н. Хераскову, был построен усадебный дом. Вместе со Знаменской церковью был образован архитектурно-художественный ансамбль.

Церковь Иконы Божией Матери "Знамение" и усадьба в селе Аннино


На территории усадьбы по настоящее время сохранился усадебный дом с прилегающим к нему садом и храмом. Двухэтажный кирпичный дом с деревянными перекрытиями и фасадами, обработанными филенками и рустом, очень близко подходит к проектам городской застройки. Парадный двор, некогда открытый в сторону напротив стоящей церкви, окаймлён двумя рядами вековых лип. По другую сторону дома - небольшой запущенный парк, с группой могучих лиственниц и копаными прудами. По границе парка посажены голубые ели. С одной стороны к парку примыкает деревня, с другой - обширные хозяйственные территории.


В. Поленов. Сосновый бор на берегу реки

Усадьба Покровское-Шереметьево

Усадьба Покровское-Шереметьево расположена на высоком холме, на берегу реки Озерна. В 1678 г. она являлась вотчиной боярина Сергея Абрамовича Лопухина, в 1705 селом стала управлять его вдова Марья. А с 1716 по 1762 гг. селом владел Владимир Петрович Шереметьев (из неграфской ветви рода).

Покровская церковь, с. Покровского-Шереметьево


В родовой дворянской усадьбе Покровское-Шереметьево, принадлежавшей Надежде Николаевне Шереметьевой (урождённой Тютчевой), прошло детство поэта Фёдора Ивановича Тютчева.

В центре села возвышается каменный храм Покрова Божией Матери, построенный в честь "победы русского оружия в войне 1812 года".


Усадьба Богородское

Первые упоминания о селе Богородском относятся к XVII веку. Усадьба Богородское принадлежала богатому окольничему Александру Севастьяновичу Хитрово, на дочери которого, Анне Фёдоровне, женился Павел Иванович Ягужинский, близкий друг и помощник Петра I. Однако впоследствии Анна Фёдоровна была признана буйно помешанной и закончила свои дни в монастыре, а имение Богородское перешло в наследство дочери Ягужинских Екатерине Павловне. В XVIII веке усадьба переходила по наследству разным знатным родам, среди которых Лопухины, Головины, Гурьевы.

Храм Покрова Пресвятой Богородицы, с. Богородское


Своего расцвета усадебный комплекс Богородское достиг в первой четверти XIX века, когда село стало принадлежать Дмитрию Александровичу Гурьеву, министру финансов при правительстве Александра I. Усадебный комплекс свидетельствует о тонкости и изяществе вкуса его хозяина.

Двухэтажный каменный дом выстроен в позднеклассическом стиле. Вместе с двумя одноэтажными флигелями он образует парадный двор, к которому с севера вела дорога из Москвы. С востока между дворцом и парковой террасой был сооружён мраморный фонтан, представлявший большую художественную ценность. Великолепный ландшафтный парк спускался от дома к искусственному пруду с двумя островками. Парк украшали многочисленные павильоны: грот, над которым стояла мраморная колонна, вывезенная из Италии; четыре мраморные статуи.

Левый флигель усадьбы Богородское-Воронино


Усадьба Васильевское

Начиная с XV века и вплоть до конца XVII века село Васильевское было монастырским. В 1498 году, по жалованной грамоте Рузского удельного князя Иоанна Борисовича, принадлежало Московскому Симонову монастырю, а в 1626 году по указу царя Михаила Фёдоровича Романова Ново-Спасскому монастырю.

Церковь-усыпальница Святого великомученика и целителя Пантелеимона, с. Васильевское


В 1673 году оканчивается "монастырский" период в судьбе села, и Васильевским владеют, сменяя друг друга, именитые русские фамилии. Первой среди них были бояре Матвеевы. Впоследствии у Матвеевых село было отобрано и подарено царём Фёдором Алексеевичем Романовым своему родственнику - думному дьяку, боярину Семёну Заборовскому, после его смерти вдова, Федора Степановна Заборовская, продала поместье Васильевское за 6000 рублей крупному политику и дипломату Е.И. Украинцеву.

Главный дом


После смерти Е.И. Украинцева Пётр I отобрал Васильевское у его наследников и подарил село Гавриилу Ивановичу Головкину, сделав собственноручную запись: "11 ноября 1708 г. пожаловали Мы господину Головкину после умершего дьяка Украинцева, в Звенигородском уезде село Васильевское с деревнями и пустошами и со всеми принадлежностями. Пётр". Головкин был сподвижником Петра I, при Екатерине I был членом Верховного тайного совета, при Анне Иоановне - 1-м кабинет-министром.

В 1822 году село Васильевское перешло И.А. Яковлеву - отцу писателя Александра Ивановича Герцена. Васильевское было любимым подмосковным имением А.И. Герцена. В 1845 году село Васильевское было продано князю Николаю Григорьевичу Щербатову, генерал-майору кавалерии, герою Бородинского сражения. В последующем село передавалось по наследству и несколько раз продавалось. Так, владельцами села были Черкасские, Римские-Корсаковы и другие известные фамилии.

Во второй половине XIX века очередной владелец Васильевского князь Александр Григорьевич Щербатов создал в усадьбе первый конный завод по разведению арабских скакунов, поставлявший впоследствии рысаков для Императорского двора.

В 1881 году А.Г. Щербатов построил в Васильевском ныне существующий замок на правом берегу реки Москвы, сооружение в стиле эклектики с "романтическим уклоном". Главный объём замка и его боковое крыло объединены угловой башней - "донжоном". Над двускатной кровлей поднимаются трубы в лучших традициях старой Англии. Перед замком раскинулась лужайка, опять же в английском стиле, с дорожками, вымощенными кирпичом. В оранжереях росли диковинные, привезённые из Индии, Сирии, с Явы цветы и деревья; усадебный парк поражал многообразием самых невероятных растений, а на газонах бегали ручные серны и косули. У князя был зверинец с экзотическими животными, а княгиня любила охоту и собак.

Пантелеимоновская церковь, с. Васильевское


В 1919 году по декрету советской власти вторым домом отдыха в нашей стране стал дом отдыха "Васильевское", размещённый в бывшей усадьбе Щербатовых. В настоящее время в здании замка находится музей А.И. Герцена.

Усадьба Никольское-Гагарино, село Никольское

Ансамбль усадьбы Никольское-Гагарино сложился в 70-х годах XVIII века при князе С.В. Гагарине, который пригласил для реализации проекта известного архитектора И.Е. Старова.

Двухэтажный главный дом с бельведером


К усадьбе ведёт основная аллея, по оси которой расположен сохранившийся до настоящего времени главный дом. Его торжественно-величавая, даже строгая архитектура подчёркнута низким монументальным бельведером. Центральная часть - утоплена, и обозначена широкой лестницей и высоким аттиком. Парадный двор образован дугами каменных оград, соединяющий дом с боковыми флигелями. В ограды встроены пышно украшенные ворота, с широкими арочными проёмами.

Парадный фасад главного дома-дворца


В 1981 году в усадьбе Никольское-Гагарино был снят фильм "Эскадрон гусар летучих" о герое Отечественной войны 1812 года Денисе Давыдове.


Усадьба Волынщина-Полуэктово

Эти земли в XV веке получил в вотчину внук князя Дмитрия Михайловича Боброка-Волынского Полуэкт Борисович. По нему поместье и получило своё название - Волынщина-Полуэктово. В 1743 году Анастасия Волынская вышла замуж за Михаила Васильевича Долгорукова, и частью её приданого стала Волынщина.

 
Церковь Трех Святителей. 1780 г.


Долгоруковы - один из самых знатных родов в России - прямые потомки Рюриковичей. Подмосковная усадьба Долгоруковых была построена в семидесятых годах XVIII века. Господский дом расположен в очень красивом месте - на невысоком холме, спускающемся к реке Озерне. Его окружал пейзажный парк, небольшой по площади и плавно переходящий в хозяйственные угодья. Парадный двор выполнен нетрадиционно - по кругу. Центричность плана подчёркивает круглая клумба, посередине которой был расположен фонтан. Необычным является то, что этот двор образуют сами здания. Такой план построек характерен более для городских усадеб.

Господский дом стоит на цоколе, и с двух сторон от лоджии находятся лестницы, ведущие к входным дверям. Фронтон украшает герб Долгоруковых в обрамлении лепных гирлянд. В усадьбе было некое подобие кунсткамеры - коллекции, привезённые Долгоруковыми из военных походов. Внешний вид усадебного дома отвечает принципам классицизма, в то же время, можно встретить и элементы барокко и рококо.

Главный дом со стороны парадного двора (1770-е гг.)


в начало написать письмо